Сотрудники и студенты успешно адаптировались к новым форматам работы
18 марта опорный университет перешел на онлайн-обучение с применением дистанционных образовательных технологий. С тех пор все занятия проводятся в электронной информационно-образовательной среде СамГТУ, где у каждого студента и сотрудника вуза есть личный кабинет. В студенческих личных кабинетах регулярно размещаются задания и необходимые методические материалы по каждому предмету. Работает также онлайн-чат для связи с преподавателем, где система ежедневно фиксирует от 100 до 200 тысяч сообщений.
Кроме того, система позволяет отслеживать посещаемость занятий и успеваемость обучающихся. Так, с момента перехода на дистанционное обучение в опорном университете проходят порядка 900 онлайн-занятий в день. Более 90% студентов Политеха ежедневно заходят в личные кабинеты и выполняют все задания в установленный срок.
Одним из факультетов, наиболее успешно включившимся в процесс дистанционного обучения, стал теплоэнергетический, где уровень активность студентов приближается к 100%.
Константин Трубицын, декан теплоэнергетического факультета:
– Раньше в учебном процессе мы лишь частично использовали дистанционные образовательные технологии. Но нам удалось быстро и успешно выстроить диалог студента с преподавателем в режиме онлайн.
Лекционные занятия проводятся с помощью таких онлайн-сервисов, как YouTube и Zoom. Используем также разработанные в прошлом году онлайн-курсы, размещенные в среде Moodle.
А вот для студентов творческих направлений, таких как архитектура и дизайн, переход на дистанционное обучение оказался особенно сложным. Здесь для ребят важен личный контакт с преподавателями.
Наталья Потиенко, декан архитектурного факультета:
– Мы используем платформу Zoom, разные мессенджеры, электронную почту, но, например, исправить чертеж или увидеть, как кладется мазок, какой падает свет, через экран практически невозможно.
Такие предметы, как «Рисунок», «Живопись», «Скульптура», требуют прямого контакта больше, чем другие. Поэтому сейчас преподавателям приходится накладывать кальку на экран, вносить коррективы в работу, потом все это сканировать и отсылать ребятам. Особенно много времени уходит на проверку курсовых.
Адаптировались к дистанционному формату обучения и иностранные студенты, которых в Политехе более 600.
Елена Шипанова, директор центра дополнительной подготовки иностранных граждан:
– Мы работаем в системе lms. Интерфейс очень удобный, ребята освоились в своих личных кабинетах, где получают учебные материалы и задания. Для общения текстовые мессенджеры типа Viber мы не используем. Только сервис Zoom обеспечивает «живое общение», которое способствует развитию навыков устной речи.
Ребята изучают русский язык, математику, физику, химию, информатику и историю России. Они признаются, что нагрузка значительно возросла, нужно находиться на связи почти круглые сутки. Основная часть учащихся высоко мотивирована и выполняет даже дополнительные задания.
Достойные показатели активности студенты демонстрируют и в филиалах опорного университета. Например, в Белебее с 18 марта в дистанционный учебный процесс активно включились более 85% обучающихся.
Лолита Инаходова, директор Белебеевского филиала:
– Технология дистанционного обучения не стала для нашего филиала принципиально новым форматом обучения. В унисон с головным университетом мы организуем для студентов сессии и пересдачи, консультируем по всем возникающим вопросам. У всех наших ребят есть личные электронные кабинеты и другие возможности аудио-визуального общения с преподавателями вуза. Организована также горячая линия, активно используются мессенджеры Viber, WhatsApp и Telegram.
Интересно и мнение студентов по поводу нового формата учебы. Сейчас от ребят требуется серьезная самодисциплина, чтобы и в домашних условиях не прерывать учебный процесс.
Диёра Пирова, третьекурсница института автоматики и информационных технологий:
– Помимо занятий в личных кабинетах электронной системы, мы через Skype регулярно общаемся с заведующим нашей кафедрой «Вычислительная техника» Антоном Иващенко.
Вообще, удаленный формат обучения очень удобен. Не нужно тратить время на поездки в университет и обратно, а значит больше времени и сил остается на учебу и самообразование. Кстати, дополнительные занятия в вузе тоже проходят онлайн. Дистанционно я изучаю китайский язык, участвую в проектном интенсиве Политех.net.