Top.Mail.Ru

Политеховцы создали первую в России систему мониторинга состояния водопропускных сооружений

14 Января 2025

Разработка нацелена на предупреждение аварийных ситуаций

Систему мониторинга состояния водопропускных сооружений на железнодорожных путях специалисты Самарского политеха разработали по заказу РЖД. Она прошла предварительные испытания. Натурная апробация пилотного образца начнется весной со сходом снега.

– Разработки института автоматики и информационных технологий Политеха выиграли конкурс РЖД на лучшие инновационные проекты. Далее мы получили грант на создание системы контроля водопропускных сооружений, которая направлена на предупреждение аварийных ситуаций, она будет оперативно реагировать и показывать текущую обстановку, – рассказал руководитель проекта, доцент кафедры «Информационно-измерительная техника» Евгений Мельников. – Вся информация о состоянии водопропускных сооружений будет контролироваться с помощью мобильного приложения.

Проблема размывания железнодорожных путей носит сезонный характер. Для защиты транспортной инфраструктуры талые или дождевые воды направляются в специальные водопропускные трубы и мосты под железнодорожной насыпью, которые из-за засоров нередко перестают работать. Именно о таких опасных ситуациях и призвана информировать разработанная в Самаре система.

Как пояснили разработчики, на железной дороге установят датчики сверхвысоких частот и ультразвуковые уровнемеры. Первые предназначены для контроля степени засорения, вторые измеряют уровень воды. Если в водоотводе образуется скопление мусора, приближающееся к пороговому значению и затрудняющее проход воды, предупреждение поступит в мобильное приложение пользователя системы. В сообщении будет указана точка, где зафиксирована опасная ситуация или выявлен засор, и обозначены параметры загрязнения. Это даст возможность оперативно устранить проблему и предотвратить аварийную ситуацию на железной дороге.

Натурные испытания пилотного образца в настоящий момент затруднены из-за погодных условий. Их проведут на железнодорожных путях рядом с Новокуйбышевском в марте-апреле, как только земля освободиться от снега. Если пилотный образец докажет свою эффективность, университет наладит массовое производство такого оборудования.

Работа проводилась на средства гранта Инновационного фонда Самарской области. Сумма грантовой поддержки составила 2 миллиона 489 тысяч рублей.

Над реализацией проекта вместе с Евгением Мельниковым трудятся старший преподаватель кафедры «Информационно-измерительная техника» Антон Суслов и доцент Вера Муратова, а также студенты института автоматики и информационных технологий Глеб Додатко, Дмитрий Андрейкин, Даниил Шарафутдинов и Евгений Кайзеров.

IMG_7937-67861123ed120.jpgIMG_7905-6786116f430de.jpg

Фото Ксении Мурченко
Обычная версия сайта