Секции

Секция 1. Динамика науки: научные сообщества, школы и ученые

Руководитель секции А.А. Шестаков

shestakovAlex@yandex.ru

В рамках работы секции будет проанализирован социально-культурный и мировоззренческий контекст развития науки в целом, а также ее отдельных дисциплин. Особое внимание будет уделено динамике научного знания, социальным аспектам организации когнитивного процесса.

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

  • научная школа как социально-культурный и когнитивный феномен;
  • взаимодействие «учитель» - «ученик» как механизм воспроизводства научной школы;
  • «Венский кружок»: социально-культурный контекст образования и институциональное своеобразие;
  • современные научные и инженерные сообщества: онтологический статус и форматы коммуникации;
  • круг В.Н. Борисова и становление региональных философских школ в России;
  • миграция ученых и процесс институциализации исследовательских коллективов;
  • научные традиции: сущность и исторические формы.

Секция 2. Философские проблемы техники, технических инноваций и технического образования

Руководитель секции Н.М. Твердынин

tvernick@mail.ru

В работе секции предлагается обсудить актуальные вопросы философии техники как исследовательского направления, оформившегося на стыке истории науки и техники и философии. Философия техники концентрируется на следующих вопросах: (1) что собой представляет техническая реальность, (2) в чем сущность и какова структура технического знания и (3) каково содержание и сущность технического прогресса. Указанная междисциплинарная область знания претерпевает изменения с развитием самой техники, активно воздействуя на динамику научно-технического прогресса, его социальную направленность и инкорпорирование в сферу культуры.

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

  • перспективы и возможные пределы развития современной технологической цивилизации;
  • проблемы взаимодействия научного, технико-технологического и гуманитарного знания;
  • человек и техника: антропомерность и технологичность;
  • научно-техническая политика и проблемы управления научно-техническим прогрессом общества;
  • философские проблемы современного естественнонаучного и технического образования;
  • проблема «естественного» и «искусственного».

Секция 3. Нейроэтика и нейрофилософия: наука в контексте новых эпистемологических и нравственных вызовов

Руководитель секции В.О. Шелекета

vladshelo@mail.ru

В рамках работы секции поднимаются актуальные эпистемологические и нравственные проблемы развития научного знания и современных технологий. Проблематика научного форума концентрируется вокруг вопросов моделирования процессов, связанных с биологическими системами, на перспективе переноса вновь открытых закономерностей их функционирования на нейросетевые алгоритмы, а также на новой архитектуре нейронных сетей, воссоздаваемых на основе экстраполяции биологических систем. Вполне очевидно, что столь важные вопросы не могут оставаться без их корректного научно-философского осмысления.

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

  • нейросетевые аспекты ИИ;
  • когнитивно-эпистемологические проблемы использования биологического для информационно аналитических систем;
  • проблема определения интеллекта в контексте различения ИИ (слабого искусственного интеллекта) и СИИ (сильного искусственного интеллекта);
  • проблемы и перспективы философско-гуманитарной экспертизы технологий на технической базе нейросетей;
  • феномены и парадоксы протекания информационных процессов и их алгоритические коды;
  • принципиальные когнитивные отличия "машинного интеллекта" от человеческого сознания;
  • создание математических моделей рациональной деятельности человека для последующего моделирования её на базе искусственных интеллектуальных систем;
  • этическая и гносеологическая проблематика использования ChatGPT в учебных и научных целях.

Секция 4. Образование: философские основания и современные вызовы

Модератор Т.Г. Стоцкая

stotskaya@yandex.ru

В рамках секции предлагается обсудить вопросы, связанные с трансформацией образовательных систем в контексте современных общественно-политических вызовов. Участникам секции предстоит ответить на вопросы, как философия образования отвечает на запросы цифровой эпохи, становление многополярного мира и новые социальные вызовы. В фокусе внимания – переосмысление целей и ценностей образования, этические аспекты обучения, поиск новых подходов к формированию личности в динамично меняющемся мире. Секция является площадкой для междисциплинарного диалога, объединяющего философов, педагогов и экспертов в области образования.

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

  • образование как инструмент формирования личности: как образование способствует развитию критического мышления, креативности и эмоционального интеллекта;
  • гуманизм vs технологический прогресс: как сохранить гуманистические ценности в образовании;
  • цифровая трансформация образования: как искусственный интеллект, виртуальная реальность и big data трансформируют процесс обучения;
  • образование и социальная ответственность: какие образовательные практики помогут воспитать лидеров будущего.

Секция 5. Историческая память: источники, формирование и эволюция на переломных этапах истории. Феномен коммеморации

Руководитель секции Е.Ю. Семенова

dashka129k@yandex.ru

В рамках работы секции:

1.Будет проведен анализ и систематизация форм коммеморации, связанных с исторической памятью;

2.Изучены модели и тактики по формированию исторической памяти, рассмотрены факторы, влияющие на её эволюцию;

3.Акцентировано внимание на экспликации разнообразных форм и методов актуализации исторической памяти.

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

  • источники формирования исторической памяти (письма и рассказы предков, материалы архивных фондов, артефакты эпохи и другие ресурсы), их классификация, проблемы выявления и аналитической работы с ними;
  • формирование и эволюция исторической памяти в ретроспективе и перспективе;
  • коммеморативные практики по сохранению исторической памяти в современном социокультурном, общественно-политическом, историко-литературном, образовательном, археографическом ракурсах.

Секция 6. Герменевтика в контексте современных методологических споров

Руководитель секции И.А. Монастырская

mirina70@yandex.ru

Интерес к проблеме конфликта интерпретаций обусловлен объективными трудностями социально-экономического и духовного развития современного общества. Помимо этого в условиях информационной революции оформляются новые типы социальной коммуникации, требующие своего изучения и регулирования. Все изложенные выше обстоятельства послужили основанием герменевтического поворота, охватившего помимо философии еще и социально-гуманитарные науки.

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

  • сопоставить многообразные исследовательские позиции в интерпретации процессов современного общественно-политического развития;
  • раскрыть противоречивую диалектику перехода от конфликта к диалогу и пониманию у различных акторов общественного взаимодействия;
  • предложить новую интерпретацию герменевтической теории в контексте современного междисциплинарного диалога.

Секция 7. Религия в условиях становления многополярного мира

Руководитель секции Е.Э. Эгильский

egilsk@mail.ru

В работе секции предлагается обсудить роль религиозного фактора в процессе формирования многополярного мира.

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

  • наука и религия в современной России: формы и способы взаимодействия;
  • традиционные и нетрадиционные религии в современном мире;
  • религиозный фактор в глобальном противостоянии Севера и Юга;
  • роль религии в формировании российской идентичности;
  • традиционные духовно-нравственные ценности в современной России;
  • роль религиозного фактора в культурной жизни России;
  • феномен научного знания в истории христианского богословия;
  • диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений;
  • феномен чуда в современной светской и религиозной культуре;
  • место теологии в гуманитарном образовании.

Секция 8. Роль философии и социально-гуманитарных наук в обеспечении национальной безопасности России

Руководитель секции Т.И. Ерошенко

fimr.dstu@mail.ru

В работе секции предлагается обсудить роль философии и социально-гуманитарных наук в осмыслении сущностных параметров, формирующих многополярность мира. На основе критической рецепции западных идеологических доктрин ставится задача раскрыть способы вовлечения молодежи в различные формы деструктивного поведения. Особое внимание уделяется обсуждению ценностного портрета современной молодежи в условиях социальной нестабильности.

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

  • социально-политические и духовные корни современного противостояния России и Запада;
  • становление многополярного мира: философские основания анализа;
  • гибридные войны: истоки, сущность и технологии осуществления;
  • сущность радикальной политической идеологии и анти-ценностей;
  • ментальные войны как форма современной идеологической борьбы;
  • пути ценностной модернизации современной России;
  • жизненные практики современной молодежи: преодоление социальных рисков.

Секция 9. История идей и гуманитарное знание

Руководитель секции С.О. Буранок

s.buranok@pgsga.ru

В работе секции предлагается обсудить роль идей в общественно-политической и научно-исследовательской деятельности.

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

  • «история науки – не драма людей, а драма идей» (А. Эйнштейн);
  • история идей в контексте развития интеллектуальной культуры;
  • место интеллектуальной истории в системе гуманитарного знания;
  • основополагающие идеи в различные исторические эпохи;
  • сущность и закономерности развития интеллектуальной сферы;
  • диалог и трансфер идей.
Обычная версия сайта