Инструкция о порядке проведения в СамГТУ экспертизы материалов, предназначенных к открытому опубликованию
Общие положения
Инструкция о порядке проведения в СамГТУ экспертизы материалов, предназначенных к открытому опубликованию (далее - Инструкция), разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.07.1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне», Федеральным законом от 27.07. 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральным законом РФ №183-ФЗ от 18.07.1999 № «Об экспортном контроле» (ред. от 11.06.2021 г.).
Инструкция определяет обязательный для всех сотрудников порядок проведения экспертизы материалов, предназначенных к открытому опубликованию, с целью предотвращения публикации сведений, не подлежащих разглашению.
Под открытым опубликованием понимается публикация научно-технических материалов, связанных с деятельностью СамГТУ, их оглашение на съездах, конференциях, совещаниях, симпозиумах, демонстрация в кинофильмах, видеофильмах, диафильмах, диапозитивах и слайд фильмах, экспонирование на выставках, депонирование рукописей, размещение в Интернет, вывоз материалов за границу или передача их иностранным гражданам.
Научно-технические материалы, предназначенные для опубликования в средствах массовой информации (далее - СМИ), передаются в СМИ только по согласованию с ректором университета.
Организация работы по подготовке и рассмотрению материалов для открытого опубликования
Состав комиссии для осуществления экспертизы материалов о наличии (отсутствии) сведений, составляющих государственную тайну, предназначенных к открытому опубликованию и изданию в категории «Для служебного пользования», материалов для патентования, экспертизе основных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, программ магистратуры, программ специалитета, экспертизе основных образовательных программ аспирантуры и получения заключений по рассмотренным заявкам утверждается приказом ректора СамГТУ.
Экспертиза материалов проводится на предмет отсутствия или присутствия в них сведений, составляющих государственную тайну, сведений, указанных в списках контролируемых товаров и технологий, а также служебной информации ограниченного распространения, с целью исключения их открытого опубликования.
Экспертиза материалов проводится на предмет отсутствия или присутствия в них сведений, составляющих государственную тайну проводится в обязательном порядке.
В случае, если рассматриваемые материалы не содержат сведений, составляющих государственную тайну, экспертное заключение составляется по форме 1.
В случае, если рассматриваемые материалы содержат сведения, составляющие государственную тайну, экспертные заключения составляются по форме 2.
В случае, если сведения, содержащиеся в рассматриваемых материалах, находятся в компетенции государственного органа (организации), проводившего экспертизу, или в тех случаях, когда указанные сведения также находятся в компетенции иного государственного органа (иной организации), экспертное заключение составляется по форме 3.
В случае если сведения, содержащиеся в рассматриваемых материалах, находятся в компетенции иного государственного органа (иной организации), экспертное заключение составляется по форме 4.
На все материалы, предназначенные для открытого опубликования (не зависимо от рейтинга издания и статуса конференции) проводится экспертиза на предмет отсутствия или присутствия в них сведений, указанных в списках контролируемых товаров и технологий. Осуществление экспертизы материалов, предназначенных для опубликования, возлагается на комиссию по экспортному контролю и экспертные группы факультетов (академии, институтов).
Состав комиссии по экспортному контролю и экспертных групп факультетов (академии, институтов) определяется приказом ректора СамГТУ.
На все материалы, предназначенные для открытого опубликования, оформляются экспертные заключения по экспортному контролю в случае, если материалы не содержат сведений, составляющих государственную тайну.
В графе «Наименование материалов» указываются авторы, название материалов и название журнала/ конференции, страна назначения.
Выводы по результатам экспертизы указываются путем выбора одной из позиций (А-Д), указанных в форме 5.(остальные пункты удаляются).
После утверждения экспертного заключения по экспортному контролю службой экспортного контроля ему присваивается регистрационный номер.
Автор, составитель и редактор подготовленного к публикации материала, в случае, если они являются членами экспертной группы по экспортному контролю, не могут привлекаться к экспертизе и подписывать экспертное заключение.
При необходимости в экспертизе могут участвовать также представители подразделения по защите государственной тайны в части, их касающейся.
Если соавторами материалов, подготовленных к опубликованию, также являются представители другой организации, и экспертиза рассматриваемых материалов находится как в компетенции СамГТУ, так и в компетенции другой организации, то необходимо получить от другой организации заключение о возможности открытого опубликования или разрешение на проведение экспертизы экспертной комиссии «СамГТУ».
Материалы, на которые не будут подготовлены экспертные заключения, не будут учитываться в рейтинге ППС, индивидуальном плане преподавателя. а также не будут производиться выплаты стимулирующего характера сотрудникам и обучаемым СамГТУ за опубликование статьи в любых изданиях.
Члены экспертной группы несут персональную ответственность за результаты проведенной экспертизы материалов и предоставленное заключение.
Организацию рассмотрения и обсуждения предназначенных для опубликования материалов осуществляет первый проректор - проректор по научной работе.
Руководство и контроль за соблюдением установленного порядка подготовки материалов к открытому опубликованию, качеством проведения экспертизы и обоснованностью выдаваемых заключений осуществляют первый проректор - проректор по научной работе и начальник управления по безопасности и режиму.
Права и обязанности экспертов
Эксперты имеют право:
обращаться в установленном порядке за соответствующей консультацией в компетентные органы государственной власти и организации;
получать от авторов письменное подтверждение об источниках, использованных ими при подготовке материалов к опубликованию, а также другую информацию, необходимую для подготовки заключения;
требовать от автора письменного согласия организаций, неопубликованные результаты работы которых использованы в рассматриваемых материалах;
готовить мотивированное заключение по существу рассматриваемых материалов на запросы издающих органов и организаций;
вносить в установленном порядке предложения о совершенствовании нормативных документов по вопросам подготовки материалов к открытому опубликованию.
Эксперты обязаны:
знать и соблюдать требования документов указанных в п.1 настоящей Инструкции; б) при обнаружении в рассматриваемых материалах сведений информации с ограниченным доступом, вынести заключение, запрещающее их открытое опубликование;
требовать письменного согласия организаций, неопубликованные результаты работ которых использованы в рассматриваемых материалах;
рассматривать материалы с учетом ранее опубликованных работ (в том числе и в зарубежной печати) по данной тематике с тем, чтобы эта публикация не смогла нанести ущерба интересам Российской Федерации;
при экспертизе тематических сборников рассматривать вопрос о возможности опубликования не только каждой статьи в отдельности, но и о целесообразности публикации сборника в целом;
проверять выполнение рекомендаций федеральных органов исполнительной власти и организаций, если они имеются в их заключении на рассматриваемую работу;
давать мотивированное заключение по существу рассматриваемых материалов на запросы издающих организаций.