Научить тому, чего нет

23 Ноября 2018

Советник при ректорате Политеха Вячеслав Волков дал интервью «Волжской коммуне»

Обсуждаемая сейчас академической общественностью инициатива Высшей школы экономики о замене университетских лекций онлайн-курсами стала поводом для разговора с советником при ректорате опорного университета Вячеславом Волковым о нынешнем состоянии высшего образования в России и Самарской области, в частности.

– Насколько сейчас актуален и полезен для российского высшего образования предложенный московской Высшей школой экономики переход в преподавании на онлайн-курсы и ранжирование университетов по этому принципу?

– Эта инициатива не нова. Мир становится цифровым, и это общий тренд, который позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, снижаются затраты, а охват аудитории увеличивается практически до бесконечности. Во-вторых, растет качество контента – можно будет ознакомиться с лекциями лучших специалистов. Причем привычный формат лекций остается, просто он переходит в новую форму передачи информации. И этот тренд нам надо осваивать, чтобы оставаться в мировом научном сообществе конкурентоспособными. В США, например, сейчас существует уже более пяти тысяч массовых открытых онлайн-курсов (МООК). А в России их всего пятьсот.

Есть еще один нюанс, который, кстати, в ВШЭ быстро поняли: тот, кто первым придет в новый формат, монополизирует рынок этих услуг. В тех же США практически все МООК выпускают Стэнфордский университет (2890), плюс еще пара вузов – Массачусетский технологический и Гарвардский (вместе 2200). Кто не успел, как говорится, тот опоздал.

Что касается самарского политеха, то наработки по МООК у нас есть. Эта тема для нас не экзотика, а реальная действительность. Вопрос сейчас прежде всего не в контенте, которого хватает, а в его размещении на специальных российских и международных интернет-платформах. Над этим мы сейчас работаем.

– Существует распространенное мнение, что в стране слишком много людей с высшим образованием, а работать на заводах некому. В этих словах есть какой-то резон?

– Мне кажется, что основная проблема сейчас в другом: много ли у нас в стране сейчас производств и индустриальных партнеров, способных работать на мировом уровне? Во всем мире тенденция развития промышленной кадровой политики такова, что на «простое производство» требуются уже не обычные рабочие, а люди с высшим образованием и, что самое главное, инженерным мышлением. Нужны специалисты, способные не просто воспроизводить некую последовательность действий, а решать возникающие в процессе технические задачи. Прибавьте к этому постоянно ускоряющиеся темпы научно-технического развития. Люди все чаще и чаще сталкиваются с тем, чему их не учили. Сейчас вообще возникла проблема – как подготовить людей к тому, чего еще нет, или есть только в формате предположений и теорий. Важно понять, какие компетентностные навыки у специалистов нужно развивать.

В то же время сегодняшнее высшее образование инерционно, оно во многом еще работает по старым схемам и не успевает за постоянно колеблющейся конъюнктурой рынка. Поэтому возникают в крупных компаниях корпоративные университеты и институты, где уже готовых специалистов «затачивают» под конкретную работу. Так что вопрос надо ставить не о том, что работать некому, а о том, что современному производству требуются специалисты другого уровня, и готовить их – самая, наверное, актуальная сегодня задача высшего образования.

– Исходя из этого, что сейчас срочно нужно менять в российском высшем образовании?

– Я бы сказал, что не менять что-то невозможно. Мы живем в такое время, когда научно-техническое развитие ускорилось необычайно. Чтобы не проигрывать интеллектуальную конкуренцию, попадать в мировой контекст, надо постоянно развиваться. Нужно понимать, какие глобальные проблемы сейчас требуют решения, стоят на повестке дня. И даже уже не в вузах, а, наверное, в системе среднего образования что-то нужно менять, ориентироваться на перспективу. И не на ближайшую, а на дальнюю.

Сейчас сложилась ситуация, при которой тратить пять лет жизни будущего специалиста на его подготовку в вузе слишком затратно. Студент уже в процессе обучения должен включаться в разработки конкретных проектов, с которыми будет работать далее как дипломированный специалист. То есть существует запрос на актуальные знания.

В нашем опорном университете, кстати, есть такой опыт, уже три года работают междисциплинарные проектные команды, в которые входят представители разных факультетов и специальностей. Таких команд уже 19, и будут еще новые. Их деятельность направлена на формирование межуниверситетских сообществ, способных реализовывать проекты и в дальнейшем демонстрировать компетенции разработки и реализации проектов по различным направлениям развития территорий. Самарский политех намеренно пошел на этот шаг, чтобы быть в авангарде мировых трендов образования. Хотя мы прекрасно понимали, с каким объемом проблем нам придется столкнуться. По ряду направлений у нас уже перестроен традиционный образовательный процесс.

Старое классическое образование, не изжитое во многом еще до сих пор, учило узнавать похожее – воспроизводить какие-то натренированные технологии, последовательности действий. Сейчас требуется учить понимать процесс и изменять его, чтобы добиваться нужного, спрогнозированного эффекта. То есть надо учиться ставить и решать задачи, многие из которых просто не имеют пока решения.

Источник: «Волжская коммуна»

Фото Антонины Стеценко
Обычная версия сайта