Top.Mail.Ru

В первой сотне

06 Марта 2015

СамГТУ занимает достойное место в российских и мировых рейтингах.

Рейтингование университетов проводится в мире уже более 30 лет, но отношение к рейтингам в академической среде неоднозначное. С одной стороны, место вуза в том или ином рейтинге — обобщенный показатель его деятельности, оценка работы научно-преподавательского коллектива. С другой — рейтинги основываются на разных методиках, и субъективизма здесь не избежать.

В настоящее время существует более 20 международных рейтингов, среди которых выделяется так называемая «большая тройка»: THE (Times Higher Education World University Ranking), QS (QS World University Ranking), ARWU (Academic Ranking of World Universities). Ни один самарский вуз в указанные рейтинги до сих пор не попал.

Обратимся к рейтингам, в которых наши университеты фигурировали в 2014 году.

Национальный рейтинг университетов агентства «Интерфакс» и радиостанции «Эхо Москвы» существует с 2009 года. Ранее он составлялся на основе данных только классических и национальных исследовательских университетов. С прошлого года в нём стали учитываться показатели технических, технологических, экономических, некоторых медицинских, аграрных и транспортных вузов, однако СамГТУ анкету для участия в этом проекте не подавал. Известно, что СГАУ и СамГУ, участвовавшие в рейтинге, оказались на 62 и 72 местах соответственно.

Что же касается другого авторитетного ежегодного рейтинга вузов России от агентства «Эксперт РА», то четыре самарских университета находятся здесь в первой сотне: СамГТУ занимает 56-е место, СГАУ — 23-е, СамГУ — 48-е, а СамГМУ — 49-е. При этом интересно проследить, как изменились позиции вузов в рейтинге по сравнению с предыдущим годом. Так, Политех «перескочил» сразу 17 ступеней, переместившись с 73-го места в 2013 году на 56-е в 2014-м, медуниверситет «поднялся» на 8 пунктов, Аэрокос — на 7, а классический университет, занимавший ранее 43-е место, напротив, «опустился» на 5 пунктов. В прошлом году «Эксперт РА» впервые подготовил рейтинги репутации вузов по техническим и экономическим направлениям. Списки 50 лучших отечественных вузов в этих сферах сформированы по итогам масштабных опросов, проведённых агентством в 2012-2014 годах. В рейтинге репутации технических вузов СГАУ и СамГТУ соседствуют, занимая соответственно 27 и 28 места с рейтинговым функционалом 6.81 и 6.66. СамГУ находится на 34-й позиции.

В рейтинге АRES (Academic Ranking of World Universities-European Standard), опубликованном Европейской научно-промышленной палатой, СамГТУ разместился на 52-й строчке, войдя в группу В — «надёжное качество преподавания, научной деятельности и востребованности выпускников работодателями (Good quality performance)». При этом составители рейтинга отмечают, что данные обрабатывались автоматически и человеческий фактор никак не мог повлиять на результаты.

Рейтинг университетов Webometrics рассчитывается исследовательской группой Cybermetrics, входящей в состав Национального Исследовательского Совета Испании, и анализирует присутствие университетов в Интернете, включая научные публикации. В этом рейтинге, где представлено более 1500 российских вузов, СГАУ, СамГУ и СамГТУ занимают 38, 48 и 76 строчки соответственно.

В рейтинге университетов мира 4 International Colleges&Universities, размещённом на международном образовательном портале в Сиднее и оценивающем вузы по популярности их сайтов среди мировой интернет-аудитории, СамГТУ находится на 75 месте, СГАУ — на 80-м, СамГУ — на 177-м.

В статье «Рейтинг не учел главного», опубликованной в «Российской газете» в декабре 2014 года, доктор экономических наук, гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко отмечает, что работодателю как потребителю «продукции» вузов не важно число ссылок на работы преподавателей в научных журналах, ему важно, чему научились выпускники. «Кроме того, не всякий хороший ученый — хороший преподаватель и наоборот. В итоге рейтинги замеряют одно, студенты/работодатели думают о своем, а аналитики и „образователи“ размышляют о совсем иных материях. Но все это и образует три источника, три составные части единого процесса познания реальных проблем в образовательной сфере. Просто всем надо учиться слушать и слышать друг друга», — полагает эксперт.

Обычная версия сайта